понедельник, 5 ноября 2012 г.

РАБОТАЮТ ЛИ ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА?



РАБОТАЮТ ЛИ ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА?

Закомплексованный? Неуверенный в себе? Какая ерунда! Психотренеры обещают исправить это за пару сеансов. Если у тебя есть деньги. Проверить чудодейственные методики на себе решил Александр Немов.


Личность у меня не сахар. Срываюсь по мелочам, постоянно что-то забываю, думаю по десять раз перед тем, как что-то сделать. С уверенностью в себе тоже проблемы. Таким, как я, психологи обычно говорят — вспомни детство, корни где-то там. Вот я и вспоминаю. В детском саду я отдал свой танчик девочке, которая меня поцеловала. Но она бросила его сразу же, как на горизонте появился Ваня с самосвалом. Это раз. Следующий удар нанесла соседская такса, с которой я хотел поиграть. Она укусила меня за щиколотку, и я понял, что теперь точно умру от бешенства. Я выжил — и неуверенность со мной за компанию.
Ну так что ж, вот сайт профессионального психолога Николая Ивановича С., и он (психолог) обещает исправить все мои недостатки всего за несколько дней. Благодаря экспресс-тренингу я стану смелее, активнее, увереннее в себе, отряхну усталость, увижу перспективы (наконец-то!), заведу новых друзей. Не успеваю я оценить масштаб этого счастья, как на меня падает еще один блок позитивной информации: жизнь — ярче, богаче, сильнее! Проблем — меньше! Общение — легче! Ресурсов — больше!
Я бы себе не простил, если бы провел спокойные выходные вместе с семьей, а не отправился на покорение обещанных вершин сознания. «Как ты думаешь, Саша, девушкам нравятся овощи?» — спросил меня психолог на первой встрече. Я неуверенно кивнул. «Неправильно, Саша. Овощи — это те, кто только работает, ест и спит. Так вот, Саша, ты — овощ», — закончил тренер. Я не расстроился: на некоторых тренингах личностного роста учеников с порога называют дерьмом, чтобы те потом активнее доказывали обратное. А тут как-никак овощ.
Карта бита
Cуббота, утро. Николай Иванович вышел в центр небольшой комнаты под звуки марша, громко хлопая в ладоши. Через секунду мотив сменился на саундтрек игры «Что? Где? Когда?». «Первый раунд», — мысленно хихикнул я и представил, что сейчас психолог, подобно волчку, выберет себе жертву. В группе было около 30 человек: генеральные директора, частные предприниматели, студенты, два перекачанных парня и даже один физик. На груди у каждого бейджик с надписью — как участник хочет, чтобы его называли. Например, человек-шкаф оказался просто Леней.
Вступительная речь Николая Ивановича дублировала самые смелые утверждения с сайта. Да, это я хочу изменить жизнь, да, это я буду уверенным человеком. Результат, впрочем, гарантировали только особо одаренным: тем, кто проведет эти выходные активнее других. За каждое проявление себя нам будут выдавать по игральной карте. В конце дня у кого больше карт — тот и крутой.
Мне сразу достался флеш — три червы, и я увидел в этом добрый знак. Два красных сердца, впрочем, я потерял уже на первом задании: нужно было взять незнакомого человека за руку и узнать у него, что он видит во мне хорошего. Люди в ответ подбирали слова и изящно врали, а я дарил карты тем, кто врет особенно красиво. Это напоминало день рождения, когда разговариваешь с теми, кто звонит с периодичностью раз в год. Теоретически карты можно было вообще никому не отдавать, но я все-таки решил поощрить особенно удачные варианты. Первую карту я отдал за «искрометность», вторую — за «начитанность». Мне карт не досталось вовсе: то ли я видел что-то не то, то ли просто врал неискренне.
Следующий этап — уселись перед большим телевизором. На экране возникла надпись, тут же отпечатавшаяся в голове аршинными буквами: «У ЧЕЛОВЕКА НЕТ НЕДОСТАТКОВ — ЭТО ЕГО ОСОБЕННОСТИ».
У меня есть один знакомый, человек хороший, но любит выпить. Когда кто-то упрекает его в этом, он цитирует «Утомленные солнцем»: «Пьянство — это не порок воли, это движение огорченной души!» Когда примерно в том же духе высказался профессиональный психолог, я чуть не подпрыгнул на стуле. Теперь я знаю, как, допустим, называется моя привычка раскидывать вещи где попало: это моя Особенность.
— То есть любые недостатки — это особенности? — чуть слышно уточнила девушка Наталья.
— Конечно, — поддержал тренер и дал ей карту, видимо, за удачный и неожиданный вопрос. — Вот ты — женщина, ты — королева, ты — богиня. Ты должна вести себя как королева, чувствовать себя королевой, и у тебя все получится!
Зал взорвался аплодисментами. По правилам тренинга необходимо хлопать, если кто-то задает вопрос, пусть он и кажется глупым всем остальным.
Напоминание о голубой королевской крови так сильно подействовало на Наталью, что она вдруг выпрямилась, взгляд возвысился, а лицо приобрело непробиваемую уверенность. Актуальные вопросы летели один за другим, горделивый взор и осанка держались почти до конца тренинга. Вернуть Наталью с трона на землю удалось лишь на второй день: Николай Иванович прямым текстом сказал, что иногда лучше сначала думать, а потом говорить.
Вошь ли я?
Благодаря интенсивному тренингу к обеденному перерыву все уже перезнакомились. Оказалось, что гендиректор Ольга пришла потому, что не может найти общий язык с подчиненными: они забивают на работу ради собственных увлечений. А девушке Алле, как и мне, не хватает уверенности в себе. Я чуть не подавился чаем, когда из комнаты грянул уже знакомый марш. Рванул в зал и только потом понял, что со мной произошло. Работала система с картами. Если ты не опаздываешь, яростно хлопаешь в ритм, то у тебя есть шанс получить еще одну карту. Собаки после детского случая с таксой у меня нет, но я знаю, что дрессируют их примерно так же.
Отыграл марш, и всех выстроили в ряд по количеству карт. За первую половину дня я все же успел сколотить кой-какой капитал и в итоге оказался где-то посередине. Во время первой игры мне дважды сказали, что я счастливчик, повезло и на этот раз. Тренер выбрал меня, чтобы продемонстрировать остальным пример явного лузера и неудачника.
— Взгляни на Наталью, — начал психолог, когда мы вышли в центр зала. Королева Наталья смотрела на меня как на вошь. Наверняка я бы тоже удостоил таким взглядом любого, у кого было бы в руках в три раза меньше карт.
— Ты что, слабее ее? Ты что, глупее ее? Ты что, ничего не хочешь от жизни? — усиливал эффект Николай Иванович. С каждым «ты что» голос становился все громче, а интонация все резче. Пока я думал о том, чего хочет от жизни Наталья и как это связано со мной, психолог нагнетал. Кульминацией стало очередное сравнение меня с овощем. И тут я выступил.
— Нет, просто карты — это никакой не показатель, фигня полная, — неожиданно даже для самого себя произнес я. Вот она, та уверенность, ради которой я пришел! Спасибо, тренер! Но Николай Иванович был расстроен. Он окинул меня грустным взглядом и даже не стал ничего возражать. Собравшиеся вяло похлопали.
День закончился игрой, которую часто дают на школьных уроках психологии. Суть в том, что ты терпишь крушение на воздушном шаре либо подводной лодке на и для спасения нужно вместе с командой принять решение. Основная польза — развитие коммуникативных навыков. В нашей команде было 11 человек, и упражнение точно пошло всем на пользу. Мы встали плечом к плечу в узкий круг и стали орать друг на друга, предлагая свои варианты: «Погоди, послушай!», «Нет, это ты, слышь сюда», «Секундочку!».
Как назло, основной вопрос опять-таки был завязан на собаке: стоит ли скидывать ее с шара в первую очередь или оставить про запас? Я был категоричен до тех пор, пока не услышал аргумент одной из девушек: «Собака — это как бабушка, понимаешь?» После этого собака, конечно, спаслась.
Слова-паразиты
По дороге домой я пытался оценить степень прогресса. С одной стороны, теперь у меня есть свежая позиция на вопрос о недостатках, с другой — тотальной уверенности в себе не появилось. Я запомнил, что для настоящего эффекта нужно поработать и самостоятельно. Поэтому дома предпринял еще одну попытку выйти на новый уровень жизни.
На развороте рабочей тетради, выданной на тренинге, были нарисованы два человечка: один грустный, держится за штаны (судя по картинке, не добежал до туалета). Второй — веселый и с походным чемоданом в руке. Первый неудачник, второй — активный член социума. Для того чтобы переродиться из первого человечка во второго, нужно лишь заполнить небольшую табличку. Задание в том, чтобы найти те фразы, которыми я обычно оправдываюсь, и заменить их самоуверенными оборотами.
Ну что ж — «не успел», «не смог», «забыл». Эти фразы я зафиксировал в первой строке. Дальше было сложнее. Напротив первого слова я вывел ручкой: «Да, я не успел, и что???» Получилось, мне кажется, очень сильно и уверенно. После этого обороты полетели сами собой: «Я все могу, а на такую мелочь и время-то тратить жалко!», «Раз забыл, то и неважно!» Потом я вспомнил, что нас учили не расстраиваться по пустякам, не корить себя за ошибки, и добавил: «А, ну и черт с ним!» Перечитав все написанное раза три-четыре и ощутив явный рост самооценки, я отправился спать.
На следующий день мы опять хлопали, говорили друг другу комплименты, смотрели в глаза (чтобы «войти в другого человека»), представляли себя в старости. Особенно удачно прошла игра во взаимные оценки. Правила — нужно подойти к человеку и продемонстрировать ему свое отношение по пятибалльной системе. Если ты показываешь кулак, то относишься к человеку с пренебрежением. Два пальца — это стандартные, рабочие отношения. Если все пять пальцев, то должен чуть ли не целоваться взасос — по крайней мере, я так понял. Поэтому, когда ко мне подошла девушка, с которой мы даже не общались, и весело сказала: «Давай поиграем», я выбросил в ответ на ее пятерку сиротливый указательный палец. Она расстроилась и со словами «нет, все нормально» растворилась в толпе.
Потом была Алла, которой не хватает уверенности в себе. Ее пятерка и моя тройка в ответ, опять обиды. Потом был качок. «Леня, — серьезно сказал я ему. — Тут творится что-то непонятное, давай хотя бы с тобой по-честному сыграем». Леня кивнул и показал четверку, я ответил ему двойкой. «А по жопе?» — услышал я за спиной. Оказалось, за Леню вступился его друг Николай. Через секунду прилетел и довесок от самого Лени: «Я тоже хотел тебе два поставить, просто мне понравилось, как тебя Иваныч опускал». Оставшимся я решил на всякий случай ставить четверки.
К концу двухдневного тренинга личностного роста многие участники прозрели. «Я понял, надо быть активнее, тогда все получится!» — радовался Сергей, молодой человек лет 20–25. Девушки не сомневались, что продолжат обучение. Кто-то решил, что отмечать Новый год будет не со своей семьей, а здесь, в тренинг-центре. Всеобщая эйфория обошла стороной лишь Леню да Николая. Они спешно надевали куртки и явно мечтали выйти на свежий воздух. «Лень…» — начал я. «А?» — вздрогнул не ожидавший Леня. «Вот теперь я ставлю тебе четверку», — улыбнулся я. «А-а-а, — сказал Леня. — Это ж хрень какая-то. Все ровно!»
Спаравка: тренинги личностного роста
В 1968 году англичанин Александр Эверетт открыл в США первый тренинг по личностному росту — Mind Dynamics. Программа курса предполагала «раскрытие внутреннего потенциала человека» с помощью игр и тренировок под присмотром психотерапевта. Скоро подобные школы стали открываться по всем США, затем перебрались в Европу, а в начале 90-х выпускники американских тренингов привезли свои программы и в Россию. Официально все это — образовательные услуги. Еще в 80-е годы некоторые школы в США были объектами журналистских расследований — их считали сектами.
Самое большое распространение получили два направления тренингов личностного роста: гуманистический и Lifespring.
Главным принципом в работе тренеров гуманистического толка является безусловность принятия любой отдельно взятой личности, которая, кстати, изначально воспринимается позитивно. Эти тренинги проходят в такой атмосфере доброжелательности и приятия, которая сама по себе трансформирующе воздействует на людей. Основатель метода Карл Роджерс еще в 1986 году приезжал в СССР. Кстати, после его мастер-класса многие наши ученые защитили докторские диссертации — такой мощный был дан импульс.
Тренинги Lifespring — это жесткие и провокативные методы работы. На них тренеры также работают с целями, мотивами, желаниями, но делают это путем задавания «неудобных» и даже «неприличных» вопросов. Создание стрессовых ситуаций на тренинге, издевательские интонации, прерывания и прочие формы общения — испытание не для слабых.
Какие тренинги личностного роста эффективнее? Все определяется личностью тренера и типом участника этого действа. Кому-то требуется «пинок под зад» или череда унижений, чтобы в нем взыграла «обида, гордость и злость» и начались какие-то позитивные изменения в жизни. Для другого Lifespring станет не «весной жизни», а очередным «пыльным мешком по голове» на его и так непростом жизненном пути.
Большинство тренингов личностного роста состоят из нескольких частей. Сначала идет базовый курс, задача которого — увлечь человека и заставить его поверить в необходимость продолжения. Здесь тебе будут говорить о тех вещах, о которых ты и так отлично знаешь: что не нужно корить себя за ошибки, нужно быть активным по жизни и успех в жизни зависит только от тебя. Отличительная особенность — тотальная доброжелательность: даже в системе Lifespring первый уровень проходит безболезненно.
Второй уровень становится гораздо жестче. Здесь с человеком уже не церемонятся, упражнения рассчитаны на то, чтобы максимально раскачать психику. Если ты успешный человек и не дай бог приехал на машине, то тебя могут заставить на следующий день приехать на метро в облике бомжа. На третьем — лидерском — уровне человек становится полноправным членом школы и должен вовлечь в программу новых людей.
Третий уровень продолжается несколько месяцев: ежедневно необходимо звонить своему куратору и докладывать, что ты собираешься делать в ближайшие 24 часа. Потом звонить снова и рассказывать о том, что ты действительно сделал из намеченного. Раз в одну-две недели участники встречаются и публично осуждают тех, кто работал неактивно. Тренинги твердят, что только такой подход может вывести человека на новый уровень, заставить его жить полноценной жизнью.
Пять признаков качественных тренингов личностного роста
  1. Предварительная консультация
    Тренер или психолог, который ведет занятие, должен обязательно встретиться с человеком перед стартом курса — чтобы диагностировать причину обращения человека, понять его слабые стороны. Кроме того, должна быть строгая система отбора: в группы нельзя брать психически нездоровых, замкнутых и аутичных людей.
  2. Небольшая группа
    Если в группе больше 10–12 человек, то тренер не сможет уделить каждому должного внимания. Психолог должен следить за глазами человека, его микромимикой, чтобы понимать, в каком направлении стоит работать. Каждый должен иметь достаточно времени, чтобы высказаться. А если в группе 30–40 участников, то на одну тему уйдет целый день.
  3. Позитивные эмоции
    Если тебе с самого начала не нравится тренер или с группой не заладились отношения, то надо уходить. Если ты стал участником группы, но есть какие-то ощущения, которые тебе неприятны, упражнения, которые ты не хочешь делать, то нужно сразу сказать об этом тренеру. Профессиональный тренер не станет настаивать на своем или ломать тебя.
  4. Отсутствие излишней манипуляции
    На первом этапе психолог должен создать атмосферу доверия, которая помогает раскрепостить участников тренинга. Только в доверии друг к другу возможно работать эффективно. Это нормально. Но не становись чрезмерно доверчивым, не выворачивайся наизнанку. Появление элементов «психологического стриптиза» — недобрый знак. И знак непрофессионализма.
  5. Разбор с каждым участником
  6. Все игры и задания во время тренинга — это диагностика. Вас просматривают, как подопытных кроликов: кто обладает лидерскими навыками, кто стоит в сторонке и поддается влиянию. После каждого упражнения тренер должен обсудить его результат индивидуально с каждым, чтобы человек понимал, как ему нужно было поступить в той или иной ситуации.

Источник:  «Men’s Health»
Ссылка на источник:  http://www.menshealth.com.ru/
Автор:  -